- Главная
- Записки к Праздникам
- Димитриевская Родительская суббота. Особое поминовение усопших - 2 ноября
Помолиться и попросить прощения за грехи почивших родителей, близких и родных людей - это все, что мы может сделать для них здесь, на земле. Сами за себя ходатайствовать и изменить свою участь на том свете они не могут, но это можем сделать мы ради той памяти, ради тех добрых дел, которые они успели сотворить, пока были живы. Они ушли, их с нами нет, но не стоит думать, что все зря. Вспомним слова Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Память о почивших совершается в Димитриевскую родительскую субботу – особый для русского православного человека день. С помощью службы «Елицы Записки» вы можете подать записку на сугубое поминовение усопших.
Для православных христиан это особый день – день покоя. Если обратиться к Священному писанию, то можно вспомнить, что Бог творил землю и людей первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой день, а на седьмой созерцал дело рук Своих. У евреев шаббат – последний день недели – это суббота, а воскресенье является первым днем недели. Именно с него и начинается седмица. Как бы то ни было, но именно суббота выбрана для поминовения усопших, ведь в этот день уснувший плотью Христос спустился в ад, возвестив начало новой жизни. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Установление праздника
Ничто не мешает богобоязненному человеку поминать своих усопших сродников каждую субботу, но есть особые дни – общецерковные ежегодные «родительские субботы», когда каждый христианин молится за своих родных. Вселенские родительские субботы совершаются во всех храмах, во всех церквях, но Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань памяти всем русским воинам, сложившим свою голову на Куликовом поле. Этот переходящий праздник – ближайший ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского, которого Дмитрий Донской очень почитал и считал своим небесным покровителем.
Здесь нужно немного рассказать об этом святом. Он жил в первые века, был военным и полководцем, имел все, о чем может мечтать земной человек – честь, славу, богатство, власть, но когда пришла пора предать себя в руки Божии, Димитрий не отступился от веры, открыто проповедовал Евангелие и претерпел муки от гонителей христианства, войдя в Царствие Небесное. На иконах его изображают в доспехах и с копьем, называя «Мироточивым», а все потому, что с VII века мощи этого святого стали источать благовонное мирро. В честь Димитрия Солунского – воина и защитника Отечества называли многих князей на Руси, вот и Димитрий Донской удостоился такой чести.
Когда он одержал победу над Мамаевским полчищем на Куликовом поле, то по возвращению посетил Троице-Сергиеву обитель, где под руководством преподобного Сергия Радонежского была совершено поминовение всех православных воинов, павших в той освободительной битве. С тех пор повелось совершать эту службу каждый год в субботу перед 26 октября по стар. ст. в день памяти святого Димитрия Солунского и день тезоименитства самого Димитрия Донского.
Конечно, велика была радость победы, изменившая ход всей истории государства российского, но в дома тысяч православных семей пришла беда, горе. Матери потеряли сыновей, жены – мужей, а дети – отцов. Здесь сложили головы как простые воины, так и именитые ратники, высокопоставленные вельможи – князь Дмитрий Донской потерял большую часть своего войска. Оставшиеся в живых тотчас построили на этом месте кладбищенскую церковь, посвятив ее Рождеству Богородицы. В Троицком же монастыре служились многочисленные панихиды, а установленный день их ежегодного поминовения назвали Димитриевской субботой.
«И оставался великий князь за Доном на том месте 8 дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
Впоследствии в день Димитриевской родительской субботы в храмах и домах перед иконами стали молиться не только за воинов, сложивших голову в бою за Веру и Отечество, а обо всех почивших православных христианах – родственниках, знакомых, друзьях. Так в церковной памяти увековечили Куликовскую битву.
В последние годы люди все больше молятся о земном, просят за себя, своих близких и мало заботятся о том, какими они предстанут перед Богом в жизни вечной. В ином мире добрые дела и поступки будут идти впереди и говорить о человеке, а что, если их не было? Вот так поколение за поколением уходят в мир иной люди, не успев сделать хоть что-нибудь, чтобы иметь дерзновение предстать перед Судом Божьим и говорить за себя. Им остается надеяться на тех, кто остался на грешной земле и хорошо, если здесь найдутся ходатаи за их души.
Как часто даже верующий христианин не может однозначно ответить на вопрос, для чего он ходит в храм, присутствует на богослужениях, постится, молится о своих ближних, подавая записки на Димитриевскую родительскую субботу. Некоторые говорят, что в церкви они заряжаются положительной энергией, чувствуют свое единение, сопричастность Богу, но лишь немногие конечной целью видят жизнь вечную. Помоги, Господи, и нам сподобиться предстать на Страшном Суде Твоем и с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и родители, дети, сродники, которых ты мне дал, Господи, Аминь». Да прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Подать записку на сугубое поминовение в Димитриевскую Родительскую субботу вы можете с помощью службы «Елицы Записки».
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.